воскресенье, 29 апреля 2018 г.

Как появились первые кинотеатры, и почему не все могли досмотреть 15-минутный фильм до конца


Первые фильмы транслировались на стену или полотно
На первых киносеансах люди, завидев скачущую лошадь или поезд, порывались увернуться или даже вскакивали со своих мест. Такой эффект производило невиданное развлечение - просмотр коротких картин по 10-15 минут, от которых зрители приходили в полнейший восторг. Развитие нового вида досуга проходило бурно, а его зачинатели очень неплохо зарабатывали.

Вместо экрана простыня - «Гранд кафе» на бульваре Капуцинов

В Париже людям впервые удалось посмотреть кино в общественном месте. В дни Рождественских каникул 1895 года в «Гранд-кафе», расположенном на бульваре Капуцинов, была размещена афиша, приглашавшая всех желающих посмотреть представление от «Кинематографа Люмьер». Вход стоил 1 франк. Все, кто приобрел входной билет, спускались в отдельный зал, расположенный на нижнем этаже здания. Здесь перед взором посетителей открывалась непривычная картина - на стене было натянуто большое белое полотно, а напротив него был установлен штатив с ящиком, по внешнему виду напоминавшим старинный фотоаппарат. 



Братья Люмьер, подарившие миру кино

Как только начался показ - зрители замерли он нереальности происходящего! В конце XIX века то, что происходило на экране, казалось невероятным - движущиеся картинки быстро сменялись одна за другой, демонстрируя незамысловатый сюжет - небольшая лодка раскачивалась на волнах, пожарные спешили на вызов и прочие простые действия. Дополнял эффект и антураж. Как только зрители заняли свои места на расставленных по залу стульях, свет в помещении погас и все внимание завоевал светящийся «экран». Особенный эффект производили на собравшихся кадры, в которых они ощущали себя участниками действа - например в момент, когда прям на них мчалась лошадь, запряженная в повозку, или на большой скорости в клубах дыма мчался паровоз. Многие зрители инстинктивно отклонялись, отворачивались или соскакивали со своих мест. 

Сеанс длился 10-15 минут и завершался всегда комическими зарисовками, благодаря которым зрители уходили веселыми и в отличном настроении шли в бар продолжать свой вечер. Интересно, что сначала такие сеансы проводились в основном в увеселительных заведениях - пабах, барах, кафешантанах. 


«Витаскоп Холл» - первый кинотеатр на 400 мест

В 1896 году в городе Новый Орлеан был открыт первый кинотеатр, способный вместить 400 зрителей. Его основателем стал Уильям Рок. У этого культурного заведения была интересная особенность - практически все услуги в нем оценивались в 10 центов. Эту сумму нужно было отдать за просмотр фильма. Посетители могли за 10 центов приобрести на память обрезанный с кинопленки кадр или попасть в каморку киномеханика и собственным глазами увидеть чудо техники тех времен - первый кинопроектор «Эдисон Витаскоп».



Одна из первых афиш, приглашающая на просмотр фильма


Первый в мире постоянный кинотеатр в Брюсселе

Именно этот кинотеатр многие считают настоящим прародителем современных. Он был открыт 1 марта 1896 года, а местом его расположения стала торговая арена Брюсселя, которая называлась «Сан-Жубер». Здесь были сосредоточены различные торговые точки, выставочные залы, поэтому арена была довольно популярным местом для проведения досуга. Поэтому и было принято решение в одном из залов открыть кинотеатр. Именно здесь сервис, организованный в те далекие времена, уже напоминал нынешний - билеты можно купить на определенный сеанс, а радушные билетеры помогали найти нужные места и могли ответить на любые вопросы. В кинотеатре работал гардероб, туалетные комнаты, а местом всеобщего притяжения был превосходный буфет, привлекавший посетителей вкусными закусками и выпечкой. 

В 1910 году в Париже для любителей кинофильмов распахнул свои двери огромный кинотеатр «Гуамо-Палас». Его зал был рассчитан на одновременное размещение 5000 зрителей. Причем все места в нем были расположены таким образом, что предоставляли комфортный обзор из любой точки большого зала. Примечательно, что тогда здесь впервые стали практиковать использование во время сеанса сразу двух проекторов, чтобы не создавать задержек или сбоев в момент замены бабин с кинолентами. 



Проекционная аппаратура, необходимая для трансляции фильмов

Первый драйв-ин кинотеатр

Как уже не раз бывало в истории - после первых шагов в развитии кинематографа прогресс пошел семимильными шагами. Вскоре один предприимчивый деятель придумал и открыл так называемый драйв-ин кинотеатр. Произошло это в Нью-Йорке в 1933 году. Возможность просмотра фильмов на большом экране из салона собственного авто многим пришлась по душе. Кто-то считал это оригинальным, кто-то загадочным и даже романтичным. Но все с удовольствием посещали сеансы. Кинотеатр имел площадь в 10 акров и давал возможность комфортно разместиться четырем сотням автомобилей. Его экран был 12 метров в длину и 9 в ширину, что обеспечивало отличный обзор. 



Драйв-ин кинотеатр под открытым небом.

Демонстрации фильмов и открытие первого кинотеатра в России

Развитие кинотрансляций в России тоже началось довольно бурно. В 1896 году весной прошли первые демонстрации фильмов в Петербурге в летнем саду «Аквариум», затем в театре оперетты «Эрмитаж» в Москве. После этого новый вид культурного досуга отправился покорять другие города. Летом и осенью того же года фильмы были показаны в Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде. 

После этого киносеансы были организованы в мелких и даже уездных городах, селах Российской Империи. Повсюду стали появляться предприимчивые деятели, покупавшие на свои сбережения проекторы и пленку с фильмами и разъезжающие по разным городам. Киносеансы транслировались в учреждениях культуры, образования, в театрах, библиотеках, на массовых представлениях и ярмарках. 



Здание электротеатра

В 1903-1904 годах в крупных, а потом и более мелких города стали функционировать стационарные «электротеатры», которые еще называли «иллюзионами». Их появление дало новый толчок в развитии кинотеатров. В отличие от представителей бродячего кинематографа, стационарные объекты должны были постоянно обновлять свой репертуар для того, чтобы зрители были заинтересованы в их посещении. 

Владельцы иллюзионов быстро поняли, что при таком темпе проката покупать киноленты в собственность будет финансово невыгодно. И тут возникла практика обмена или перепродажи кинокартин - таким образом, каждый кинотеатр мог обеспечить своим зрителям разнообразие фильмов. После этого стали появляться специальные фирмы, которые организовывали прокат кинолент, что также явилось стимулом для совершенствования и развитие отрасли киноиндустрии. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий