В середине 1920-х годов в южнофранцузском местечке Порт-Вендерс жили муж и жена. Он увлекался виски и писал сухие, декоративные акварели с видами моря. Она была слаба здоровьем и уже несколько лет не брала в руки кистей. Мало кто знал, что еще недавно они были прославленными шотландскими художниками. Когда-то они вместе создали шотландский дизайн.
Французские акварели Чарльза Макинтоша.
Его звали Чарльз Ренни Макинтош, ее – Маргарет Макдональд. Они познакомились в Школе искусств Глазго, где вошли в состав знаменитой «Четверки», создавшей узнаваемый стиль шотландской архитектуры и дизайна. Они творили на стыке искусств: живопись и зодчество, декоративно-прикладное искусство и скульптура, проектировали витражи, вышивки, камины, панно, фурнитуру, стараясь охватить и преобразить все сферы человеческой жизни. Много времени они уделяли изучению народного искусства, зарисовкам природных форм (например, глаза рыб или капустные листы), чтобы найти новые идеи для творчества. Чарльз Макинтош в создании графики и мебели вдохновлялся стилем сестер-художниц Макдональд - стремился к вытянутым, бесплотным формам, навеянным природой и кельтской мифологией. Их первую выставку осмеяла пресса, назвав «Четверку» в 1894 году «Школой привидений». В Вене их работы произвели настоящий фурор, а посетитель по имени Густав Климт вдруг понял, что и как он хочет рисовать.
Маргарет Макдональд, панель из кованого металла для выставки Венского Сецессиона.
Макинтош единственный из «Четверки» серьезно занимался архитектурой. Он был романтиком и обратился к образам прошлого, к старинной шотландской архитектуре – сельским жилищам и баронским замкам.
В 1896 году Чарльз Макинтош получил свой первый крупный заказ – он спроектировал новое здание Школы искусств Глазго. Он построил нечто вроде старинного замка, но снабдил огромными стеклянными окнами-витражами, тогда как в настоящих замках были лишь узкие окна-бойницы. Свет, двигаясь в течение дня, преображал внутреннее пространство здания. Внутри он использовал темную геометричную мебель с красным, зеленым и белым декором, а украшения чугунных перил стилизовал под пчел, птиц и жуков. Макинтош считал, что в здании не должно быть ничего случайного, все элементы, от труб на крыше до дверных ручек, должны быть подчинены одной идее.
Чарльз Макинтош, школа искусств в Глазго.
В том же году он получил заказ на декор чайных комнат в Глазго. Дочь чайного магната Кэтрин Крэнстон решила открыть собственный бизнес – что-то вроде кафе, где подавался бы чай. Она мечтала создать респектабельную и изысканную альтернативу популярным питейным заведениям, что был задачей нелегкой. Чайные располагались на самой модной улице Глазго – Бьюкенен-стрит. Кэтрин на долгие годы стала для него и Маргарет покровительницей и постоянной заказчицей.
Чарльз Макинтош, декор чайных комнат.
Макинтош был помолвлен с сестрой директора архитектурного бюро, в котором работал, что гарантировало бы ему прочное положение в обществе, хороший доход и заказы. Но он не смог жениться «по расчету», ему нужна была родственная душа.
В 1899 году Чарльз Макинтош и Маргарет Макдональд уехали вместе в Ливерпуль, год спустя поженились. Их творческий союз был очень плодотворен, и степень влияния Маргарет на творчество Чарльза трудно оценить – мы знаем только, что они работали совместно над всеми проектами. Сам же Макинтош говорил: «Я лишь талантлив, а Маргарет – гений». Сестра Маргарет, Фрэнсис, также связала свою жизнь с членом «Четверки» - Гербертом Макнейром.
Вместе Маргарет и Чарльз декорировали свою квартиру, где создали «женские» и «мужские» комнаты разного цвета (в темной и светлой цветовой гамме) и почти повсеместно использовали свой любимый мотив – геометризированную витражную розу.
Они создавали интерьеры чайных комнат еще дважды, в 1903 (Ивовые чайные комнаты) и 1911 году (Китайские чайные комнаты). Чарльз и Маргарет продумывали там все до мельчайших деталей. В Ивовых чайных комнатах всюду прослеживались древесные образы. В главном — Рум де Люкс —висело панно Маргарет Макдональд-Макинтош, вдохновленное сонетом Данте Габриеля Россетти «О вы, все вы, кто бродит в Роще ив».
Ивовые чайные комнаты, Чарльз Макинтош и Маргарет Макдональд.
Панно Маргарет Макдональд в Ивовых чайных комнатах, фрагмент.
Панно Маргарет Макдональд в Ивовых чайных комнатах, фрагмент.
Китайские чайные комнаты.
Но подлинным шедевром, главным произведением всего творческого пути Чарльза Макинтоша стал Хилл-Хаус, загородный дом книжного издателя Вальтера Блэки в Хеленсбурге (пригороде Глазго).
Чарльз Макинтош, Хилл-Хаус.
Там дизайнер смог воплотить все свои идеи – строгая геометрия, чистота и простота сродни монашеской келье, росчерки черной мебели на белом фоне стен. Эта лаконичность была революционной, ведь в то время было принято заваливать комнаты мебелью и многочисленными предметами декора. Хилл-Хаус выглядел наполненным светом.
Интерьер Хилл-Хауса с декоративными панно Маргарет Макдональд.
Длинное горизонтальное окно на первый взгляд казалось картиной – но эта картина менялась в течение дня…
Интерьер Хилл-Хауса.
Именно тогда он создал тот самый стул «в стиле Макинтоша», который стал иконой дизайна и считается актуальным даже в наши дни.
Стулья Макинтоша.
Макинтош восхищался Японией и искал способ адаптировать японское искусство к европейскому вкусу, поэтому создал бюро для гостиной Хилл-Хауса, напоминающее в раскрытом виде кимоно. Он отказался лакировать мебель, поэтому она стала шершавой и теплой на ощупь.
Бюро из гостиной Хилл-Хауса.
На долю Чарльза и Маргарет выпало немало тревог и скитаний. Разорвав отношения с работодателем в Глазго (вероятно, по причине увлечения алкоголем и тяжелого характера художника, которому стало тесно в рамках заказов), Макинтош с женой переехал в Саффолк. Там он какое-то время занимался живописью. Но началась война, и он был арестован как… германский шпион, поскольку переписывался с немецкими художниками и вообще выглядел подозрительно – патриотических чувств не демонстрировал, рисовал странные картины…
Цветочные акварели Макинтоша.
Опасаясь дальнейших преследований, чета Макинтош-Макдональд перебралась в Лондон. Чарльз уже практически не проектировал здания, зато создавал мебель, часы, светильники, витражи на стыке шотландских ремесел и минималистичного японского искусства, которым так увлекались художники модерна.
Мебель и часы Макинтоша.
Со временем Макинтошу становилось все труднее получить работу. Модерн «вышел из моды», заказчики требовали классических, привычных решений.
В 1921 году Маргарет, занимавшаяся теперь иллюстрациями к сказкам, перестала заниматься искусством из-за проблем со здоровьем. Чарльз, лишенный возможности строить, зарабатывал выполненными на заказ акварельными работами, в которых все еще сохранялся его смелый, самобытный стиль.
Поздняя живопись Макинтоша.
Вернувшись из Франции, последние годы жизни они провели в Лондоне, в забвении и бедности. Маргарет пережила супруга на пять лет. После себя они оставили множество нереализованных проектов – и множество реализованных, ставших прообразом современного дизайна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий