пятница, 21 апреля 2017 г.

История одного портрета кисти Серова: как сложилась судьба «девушки, освещенной солнцем»

Слева – В. Серов. Девушка, освещенная солнцем, 1888. Справа – Мария Симонович, фото 1884 г. | Фото: gallerix.ru и e-vesti.ru

Валентин Серов был самым известным и модным портретистом рубежа XIX-XX вв. и часто писал на заказ. Но у него были любимые натурщицы, с которыми он работал по собственному желанию. Одной из них стала двоюродная сестра художника Мария Симонович, в замужестве Львова. Серов написал 8 ее портретов, но один из них – настоящий шедевр. «Девушка, освещенная солнцем» пережила своего создателя и вошла в историю мировой живописи. Лицо этой девушки знакомо многим, но мало кто знает о том, как сложилась ее судьба.





В. Серов. Заросший пруд. Домотканово, 1888 | Фото: artscroll.ru


«Девушку, освещенную солнцем» Серов написал в 23 года. В 1888 г. он гостил в усадьбе Домотканово, у своего друга Владимира Дервиза. Тот был женат на одной из его двоюродных сестер – Надежде, а вторая сестра – Мария – и стала моделью, портрет которой решил написать художник.



В. Серов. Мария Яковлевна Симонович, 1879 | Фото: rulex.ru


Мария Симонович вспоминала, как позировала Серову: «После долгих поисков в саду для выбора места наконец остановились под деревом, где была врыта в землю деревянная скамья. Сидящий на ней освещался тем летним, играющим от листвы, колеблемой бесшумным ветерком, светом, который легко скользил по лицу... Он с удовольствием писал модель, которая его удовлетворяла больше всего, я думаю, как идеальная модель в смысле неуставаемости, держания позы и выражения... Я должна была постоянно думать о чем-нибудь приятном для того, чтобы не нарушать раз принятого выражения... Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь: он – удачным писанием, а я – важностью своего назначения... В начале четвертого месяца вдруг я почувствовала нетерпение; часто художник, желая достигнуть еще более совершенного, портит то, что есть. Я этого боялась и потому со спокойной совестью сбежала, именно сбежала в Петербург под предлогом своих занятий по скульптуре в школе Штиглица».



Мария Симонович, фото 1884 г. | Фото: e-vesti.ru


В 1890 г. в Париже Мария Яковлевна вышла замуж за врача-психиатра Соломона Львова. Он был политическим эмигрантом, и Мария осталась жить за границей вместе с супругом. Она часто приезжала в Россию и обязательно навещала сестру в Домотканово. В один из таких приездов в 1895 г. Серов написал еще один ее портрет, который стал восьмым и последним по счету, и подарил его Марии. 



В. Серов. Мария Яковлевна Львова (Симонович), 1895 | Фото: rulex.ru



В 1911 г. Серов скончался от приступа стенокардии в возрасте 46 лет. Игорь Грабарь, друг художника, вспоминал, как незадолго до смерти Серов зашел в галерею и долго молча стоял возле этой картины, а потом сказал: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло, тут весь выдохся. И самому мне чудно, что это я сделал. Тогда я вроде как с ума спятил. Надо это временами – нет-нет да малость и спятить. А то ничего не выйдет».



В. Серов. Девушка, освещенная солнцем, 1888 | Фото: gallerix.ru


В 1936 г. в письме сестре Мария Яковлевна рассказала интересную историю, связанную с «Девушкой, освещенной солнцем». Как-то раз к ним с мужем зашел в гости русский инженер, проводивший отпуск в Париже. Увидев на стене календарь с этим портретом, он признался, что эта незнакомка 30 лет назад стала его первой любовью: каждый день он ходил в Третьяковскую галерею, чтобы полюбоваться портретом. Он, конечно, не узнал в 71-летней хозяйке дома ту самую девушку. Он был очень удивлен этой встречей, признался, что у нее глаза все такие же, как на портрете, и на прощание сказал Марии: «Благодарю за глаза».



В. Серов. Портрет Н. Я. Дервиз (сестры Марии Симонович) с ребенком, 1889 | Фото: artchive.ru


В 1939 г. умер муж Марии Яковлевны, а вскоре началась Вторая мировая война. Ее сыновья были мобилизованы, и она осталась в Париже одна. В ее дневнике сохранились такие записи: «1943, июнь. Мне 78 лет, но живу еще, хотя чувствую, что кончина здесь, близко, сторожит удобный момент. Самое большое мое желание: это приехать в Россию, если не пожить, то по крайней мере взглянуть на всех понимающих меня и... умереть среди вас, чтобы и похоронили по русскому обычаю, и лежать в своей земле. 1944, май. Через месяц мне 80 лет. Русские молодцы, эти победы над немцами придают силу всем людям и надежду освободиться от ненавистного ига. Мое желание и убеждение: так как Серов – художник русский, то произведения его принадлежат русским, родине. Поэтому очень прошу моего сына Андрея сделать необходимые распоряжения и принести в дар Третьяковской галерее мой портрет, который пока находится у него».



Сын Марии, Андре Мишель Львов | Фото: liveinternet.ru


Мария Яковлевна дожила до 90 лет и умерла в Париже в 1955 г. Последний ее портрет кисти Серова, написанный в 1895 г., так и остался во Франции: сын Марии, микробиолог, лауреат Нобелевской премии Андре Мишель Львов после смерти матери передал картину в парижский музей Д’Орсэ.



В. Серов. Осенний вечер в Домотканово, 1886


Комментариев нет:

Отправить комментарий