Часы – инструмент, который находится в кабине самолета с самой зари авиации. Развитие часов для пилотов наглядно доказывает, как достижения человека в небе двигали прогресс во всех областях, в том числе и в часовом деле.
История первого хронометра для летчиков восходит к началу прошлого века. Созданные Луи Картье, они были названы Santos в честь пионера европейской авиации Альберто Сантос-Дюмона.
Пилот пожаловался своему другу Картье, что во время своего первого полета он использовал карманные часы, чтобы засечь время. Доставать их было не удобно, так как руки должны были постоянно находиться на штурвале. Так были созданы первые пилотские часы, а заодно и первые наручные.
Другой важный шаг в продвижении был сделан во время первого перелета через Ла-Манш. В 1909 г. Луи Блерио взял на борт сконструированного им аэроплана часы Zenith. Рекорд был установлен, часы в полете не подвели – реклама для марки сумасшедшая – и, опять-таки, на передовой развития авиации. Тогда же окончательно установилась и роль часов в авиационном деле, их можно было использовать для расчета расхода топлива, скорости в воздухе, грузоподъемности, навигации и замера времени.
Конечно же война, скорбный двигатель прогресса, сказалась и на навигационных инструментах. Со времен Первой мировой войны часы стали неотъемлемой частью инструментария пилота. Британские авиаторы летали с карманными Mark IV.A и Mark V, их основной целью было скоординировать время начала атаки. Эти модели производились специально в военных целях такими марками Zenith, Omega, Doxa и Electa. Характерной особенностью была длинная заводная головка, которая позволяла вставлять часы в приборную панель. Именно во время войны на циферблатах появились светящиеся стрелки, облегчающие восприятие данных в условиях плохой видимости.
В 1939 году началась Вторая мировая война, технологии резко пошли вверх, появилось огромное количество изобретений в области авиации. Германские военно-воздушные силы люфтваффе подготавливались еще за несколько лет до начала активных действий, что коснулось и часового производства. Министерство воздушных сил рейха тщательно выбирали часы для пилотов бомбардировщиков.
Были разработаны часы B-Uhr, внешний вид которых стал прототипом для бесчисленного количества моделей, выпускаемых и сегодня. Например, Swiss Military Hanowa Avio.Черный стальной корпус, конечно, поменьше – 43 мм против 55 мм у B-Uhr, но главные черты соблюдаются. Просторный циферблат, на котором четко различимы крупные метки и цифры. Стрелки тоже не маленькие, они, как и метки, покрыты щедрым слоем люминисцента. Заводная головка крупная, специально, чтобы было удобно управлять часами в перчатках. Внутри находится швейцарский механизм. В часах B-Uhr, кроме калибров немецкого производства A. Lange & Sohne или LaCo, тоже устанавливали и swiss made.
С ростом скорости самолетов повышались и требования к точности и функциональности часов. Одним из первых примеров стала функция GMT: как правило, стрелка, устанавливаемая в соответствии с Гринвичем, позволяла пилоту рассчитать время в других часовых поясах. Самые знаменитые, наверное, это Rolex GMT Master, разработанные совместно с Pan American Airways, их выдавали экипажам на дальних рейсах. GMT-стрелка делает круг по циферблату за сутки, а на вращающемся безеле нанесены 24 часовых метки.
Появление электронных часов внесло еще большее разнообразие в функционал. А с появлением GPS и интеграцией этой системы в часы, дало нам такие модели, к примеру, как Seiko Astron. Встроенные датчики GPS улавливают сигнал точного времени в любой точке мира, автоматически корректируя стрелки часов. Второй часовой пояс всегда виден на втором циферблате, а, чтобы узнать время в любом из 40 городов, выгравированных на керамическом безеле, достаточно нажать пару кнопок. Кварцевые часы питаются не от заменяемой батарейки, а накапливая солнечную энергию.
Космонавты, будучи прежде всего пилотами, всегда пользуются наручными часами. Первый человек в космосе взял в свой первый полет свои «Штурманские». Часы Гагарина можно увидеть в Музее космонавтики. А американец Скотт Карпентер использовал Breitling Navitimer. Сегодня Omega Speedmaster официально признаны в качестве часов космонавтов НАСА. Проводился длительный этап тестирований, и только Speedmaster выдержали все предъявленные требования.
Механика до сих пор летает на руках пилотов и в небе, и в космос, но эра кварцевых часов установила новые стандарты точности. Современные профессиональные часы для пилотов обладают огромным функционалом, связанным именно с авиацией. Яркий пример – Citizen Promaster Skyhawk, одной из версий которой пользуются польские ВВС. Встроенный радиоконтроллер получает сигнал точного времени, нет необходимости устанавливать время вручную, часы могут указать его во всех часовых поясах.
Также в усложнения входят хронограф, таймер, будильник, мировое время и вечный календарь. Авиационной особенностью является логарифмическая линейка, нанесенная на безель часов. Она позволяет выполнить множество расчетов, в том числе время, скорость и дальность полета, перевести одни единицы мер в другие, рассчитать остаток топлива в баке или извлечь корень из числа. Skyhawk отличный помощник в полете, ведь многие расчеты все еще производятся в уме, особенно в нестандартной ситуации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий