понедельник, 17 апреля 2017 г.

Зачем Сталин хотел переселить в Крым советских евреев

Переселение евреев в Крым — один из самых дискуссионных вопросов отечественной истории. Главным инициатором считают Сталина, впрочем, не всё так однозначно.


«Еврейский вопрос»

В молодом Советском государстве «еврейский вопрос» претерпевал удивительные метаморфозы. С одной стороны, здесь еврейство получило уникальные для того времени права и возможности, но с другой – оно активно притеснялось. Так сложилось, что своеобразным катализатором в «еврейском вопросе» оказался Иосиф Сталин.

Разговоры о еврейской автономии на территории Советского Союза велись постоянно, эту тему неоднократно затрагивал Ленин. Однако еще в 1913 году Сталин скептически замечал, что «вопрос о национальной автономии для русских евреев принимает несколько курьёзный характер — предлагают автономию для нации, будущность которой отрицается, существование которой нужно ещё доказать!».

Тем не менее, в 1920-е годы вопрос о национальной автономии евреев в СССР оказался одним из главных. Идею по учреждению Крымской еврейской автономии (КЕА), правда, с подачи Ленина, приписывают экономисту Юрию Ларину (Лурье). Но нельзя не отметить и более амбициозный проект – создание на территории полуострова полноценной еврейской социалистической республики, который в 1923 году предложил руководитель еврейской секции РКБ Абрам Брагин.



«Крымская Калифорния»


С середины 1920-х евреи, в первую очередь жители Украины, Белоруссии, Прибалтики, Бессарабии начинают активно переезжать в Крым. Утвержденный в 1926 году перспективный план земельного устройства КЕА был рассчитан на период с 1927 по 1936 год. За это время переселению подлежало около 96 тысяч семей – по приблизительным подсчетам 250-300 тысяч человек.

19 февраля 1929 года между советским правительством и американской еврейской благотворительной организацией «Джойнт» был подписан документ, названный «Крымская Калифорния». По соглашению обеих сторон «Джойнт» обязалась выделять СССР по 1,5 миллионов долларов в год для благоустройства еврейских сельскохозяйственных коммун.
Со слов представителя Отдела национальностей ВЦИК И. М. Рашкеса в новой еврейской автономии планировалось создать сплошную земельную площадь «в перспективе не для концентрации всемирного еврейства, а в целях устройства на земле трех миллионов евреев СССР». Определенные достижения в этом начинании были налицо: некоторые еврейские коммуны успешно развивали животноводство, собирали высокие урожаи и внедряли новую технику.
Однако были и проблемы. Деньги переводимые «Джойнт» для благоустройства евреев в Крыму шли не через бюджет СССР, а напрямую переселенцам. Это вызвало целую волну возмущений местного населения – татар, греков, немцев, болгар, которые нередко устраивали еврейские погромы. Беспорядки вынудили Сталина заявить, что «Крымская Калифорния» не дает стране ничего, кроме национальной междоусобицы. В 1934 году он реализует альтернативный еврейский проект – «Биробиджан».



Причины переселения

Причины, за которыми стоит переселение евреев в Крым не были однозначными. Но некоторые из них лежат на поверхности. Так, молодая Советская Россия, попав в международную изоляцию, нуждалась в улучшении отношений с Западом, а также получении кредитов на восстановление экономики. Создание для евреев собственной автономии – это хороший способ привлечь внимание влиятельных европейских и американских финансистов, большинство из которых были евреями.

С другой стороны после свертывания НЭПа и частной торговли многие евреи Советского Союза оказались в бедственном положении, и чтобы не допустить их дальнейшего разорения возникла идея трудоустройства евреев в создаваемых в Крыму колхозах и совхозах.

Впрочем, современные историки отмечают и другие причины, которые никак не связаны с решением еврейских проблем. По их мнению, еврейство оказалось заложником геополитических игр между СССР и Западом, что и подтверждают дальнейшие планы по реализации крымско-еврейской программы.


Сталин и «крымский вопрос»

Бывший разведчик Павел Судоплатов уверен, что идея создания КЕА была запущена самим Сталиным для пропаганды СССР в мировом сообществе. Писатель Петр Ефимов пишет, что «в истории с «еврейским Крымом» Сталин предстает не только как искусный мастер интриг и закулисных сделок, но и как автор, постановщик, дирижер и главное действующее лицо этого лицедейства». Ефимов утверждает, что Сталин помимо обеспечения СССР кредитами и льготами по ленд-лизу рассчитывал еще выиграть несколько лет форы в атомном противоборстве с США.

По мнению других исследователей, «Крымская Калифорния» это улаживание вопросов с советским еврейством. Сталин, предчувствуя массовый отток евреев в только что образовавшийся Израиль, отдает им на откуп Крым.

Однако не мог ли таким образом вождь сводить счеты с нелюбимым им еврейством? Во время захвата Крыма немецкие войска переселили на полуостров большое количество кубанских казаков. И, несмотря на желание кубанцев вернуться домой, советские власти препятствовали им. Учитывая антисемитские настроения в среде казачества, конфликт с вновь прибывшими еврейскими переселенцами был обеспечен.
Более того, по мнению исследователей, в «крымском вопросе» Сталин готовил платформу для будущих процессов против сионистов. Так, переложив ответственность за создание Крымской еврейской автономии на Еврейский антифашистский комитет (ЕАК), он объявил его «националистическим центром международного сионизма», предъявив обвинения в готовящемся государственном перевороте и попытке сдать Крым американцам. Это дало повод разделаться с членами ЕАК, в том числе и с Соломоном Михоэлсом, которого прочили на пост главы «еврейской республики».

Процесс ликвидации ЕАК оказался неотвратимым и потому, что, по словам Судоплатова, Михоэлс был единственным человеком, знавшим о существовании сталинского плана создания еврейского государства в Крыму.


Итоги

Очень скоро холодеют отношения СССР и Запада, возникают противоречия с Израилем. На этом фоне в стране набирает обороты антисемитская компания: «дело врачей», борьба с «безродным космополитизмом», расстрел членов ЕАК.

После гибели Михоэлса Сталин находит нового виновника в «крымском вопросе». «Чего стоит предложение Молотова передать Крым евреям? – говорит Сталин. – Это грубая политическая ошибка <…> товарищу Молотову не следует быть адвокатом незаконных еврейских претензий на наш Советский Крым». Молотов действительно был сторонником еврейской автономии, но не в Крыму, а в Поволжье.

Обращая внимание на социально-экономический аспект КЕА нужно отметить, что переселяли евреев большей частью в неблагополучные полупустынные районы Крыма, малопригодные для развития сельского хозяйства. Вдобавок основанная масса переселенцев не была приспособлена к сельскохозяйственному труду. Голод в еврейских коммунах стал частым явлением.

Процесс переселения евреев болезненно затронул исконных жителей этих мест, что порождало межэтнические конфликты. Сильнее всего программа по созданию КЕА отозвалась на крымских татарах, чья автономия по распоряжению Сталина была ликвидирована в 1946 году.
По сути, к 1939 году переселение евреев в Крым было приостановлено: по данным переписи их количество не превышало 65 тысяч человек. А возобновление этого процесса так и не состоялось. После смерти Сталина прекратились и всякие разговоры на тему создания еврейской автономии в Крыму.

Комментариев нет:

Отправить комментарий