В ноябре 1982 года умер Леонид Ильич Брежнев, находившийся на посту генерального секретаря ЦК КПСС с 1964 года. Председателем похоронной комиссии был назначен Ю.В. Андропов. Через несколько дней он занял место генсека. Хотел ли Брежнев видеть именно его своим преемником? Или у престарелого вождя были на этот счет другие планы?
От Романова до Щербицкого
С 1977 года здоровье Брежнева стало стремительно ухудшаться. Он перенес несколько инсультов, страдал атеросклерозом сосудов головного мозга.
Разумеется, Брежнев понимал, что он не вечен и необходимо подобрать себе достойного преемника. Еще в 1976 году он стал присматриваться к главе ленинградской парторганизации Григорию Романову. Говорил, что Романов – самый способный работник во всем ЦК и после некоторой подготовки вполне мог бы занять кресло генсека.
Вскоре после этого был пущен слух о том, что якобы Романов взял «напрокат» на свадьбу своей дочери в 1974 году сервизы царской семьи из запасников Эрмитажа и гости побили часть посуды. Естественно, он угодил в опалу и на этом его карьера была завершена.
В мае 1980 года Леонид Ильич начал благоволить к другому партаппаратчику - секретарю ЦК Константину Черненко. Но в октябре 1982 года, в беседе с заведующим партийными кадрами Иваном Капитоновым назвал новую фамилию – Щербицкий. Владимир Щербицкий возглавлял ЦК компартии Украины и был проверенным брежневским соратником, имел огромный опыт политической и хозяйственной деятельности. К тому же, ему исполнилось всего 64 года – вполне подходящий возраст для высшего руководителя.
— Видишь это кресло? – по словам Капитонова, спросил генсек. - Через месяц в нем будет сидеть Щербицкий. Все кадровые вопросы решай с учетом этого.
Но в ночь с 9 на 10 ноября Брежнев умер. 15 ноября предстоял пленум ЦК, на котором должны были решаться организационные вопросы. Как предполагается, именно на этом заседании генсек собирался представить членам Политбюро своего «кандидата» Щербицкого. Однако не успел…
Андроповский «заговор»
Имя Юрия Владимировича Андропова в разговорах о возможном преемнике никогда не всплывало. Хотя он был одним из тех, кто способствовал укреплению брежневской власти в 60-е. Тогда Андропов занимал должность заведующего международным отделом ЦК. Брежнев отблагодарил его за лояльность, назначив в 1967 году Председателем КГБ СССР.
О захвате власти в государстве Юрий Владимирович, как выяснилось, мечтал задолго до кончины Брежнева. Еще в начале 70-х он устроил против генсека настоящий военный заговор, сплотив вокруг себя видных генералов и маршалов из Министерства обороны. По плану Андропова, те должны были явиться к Леониду Ильичу и предложить ему добровольно уйти в отставку, при этом сохранив пост члена ЦК. Однако для отставки требовалась убедительная «официальная» причина, а заговорщики так и не смогли внятно ее сформулировать.
Достигнутая цель
Андропов, очевидно, втайне занимался подготовкой почвы для своего «воцарения». Произошло несколько странных смертей людей, в той или иной степени мешавших этому плану. В апреле 1976 года скоропостижно скончался 72-летний министр обороны СССР маршал Андрей Гречко, у которого были напряженные отношения с Андроповым. В 1978 году то же самое приключилось с секретарем ЦК КПСС по сельхозвопросам Федором Кулаковым. Оба находились у себя на даче, просто уснули – и не проснулись. Оба отличались отменным здоровьем… В октябре 1980 года погиб в автокатастрофе первый секретарь ЦК КПСС Белоруссии Петр Машеров, которого через две недели должны были назначить председателем Совмина СССР вместо опального Алексея Косыгина. В январе 1982 года погиб заместитель Председателя КГБ генерал Семен Цвигун, которого Брежнев просил присматривать за Андроповым. По официальной версии - застрелился во дворе служебной дачи из пистолета собственного охранника. В том же январе верный брежневский соратник, секретарь ЦК Михаил Суслов находился на плановой диспансеризации в кремлевской больнице. Вечером ему дали какие-то таблетки, а ночью приключился инсульт… 24 мая 1982 года Андропов занял кабинет Суслова. Днем 9 ноября он встретился с Брежневым. А наутро 10 ноября генсека нашли мертвым. Случайность?
68-летнему Юрию Владимировичу в итоге удалось добиться своего и занять вожделенный пост. Однако к тому времени его здоровье было подорвано настолько, что он смог продержаться в кресле генсека лишь чуть больше года, став, по мнению некоторых историков и политологов, «предтечей перестройки».
Комментариев нет:
Отправить комментарий