вторник, 16 мая 2017 г.

Что осталось за кадром фильма «В бой идут одни старики»: почему Леониду Быкову запрещали проводить съемки

Кадры из фильма *В бой идут одни старики*, 1973 | Фото: kino-teatr.ru и radikal.ru

Сегодня фильм «В бой идут одни старики»
называют одним из лучших фильмов о Великой Отечественной войне, а в начале 1970-х гг. кинематографическое начальство не оценило идею режиссера Леонида Быкова и запретило снимать фильм о летчиках, которые выглядели «как поющие клоуны». Несмотря на то, что в основу сюжета легли реальные события, в Министерстве культуры заявили о том, что он неправдоподобен, а одного из любимцев публики назвали «актером с тупым лицом».





Кадр из фильма *В бой идут одни старики*, 1973 | Фото: kinopoisk.ru


Во время войны Леонид Быков сам мечтал стать летчиком, но его не взяли в летное училище из-за маленького роста. Интерес к этой профессии и ее представителям не проходил у него никогда. И свой первый фильм он решил снять по воспоминаниям советских летчиков. В основу сценария легли реальные факты, рассказанные участниками военных событий. Практически у всех героев фильма были прототипы: так, образ Маэстро был вдохновлен личностью командира эскадрильи, дважды Героя Советского Союза Виталия Попкова, чья эскадрилья сбила рекордное количество вражеских самолетов, а также была прозвана «поющей» за то, что собрала собственный хор.



Прототип Маэстро Виталий Попков | Фото: skolzyashiy.ru и mywebs.su


Некоторые эпизоды фильма могли показаться вымышленными, но на самом деле были правдой. Например, низкие виражи над аэродромом с целью произвести впечатление на девушек действительно делал Виталий Попков (в фильме эти «подвиги» совершает Кузнечик). За это командир запретил ему на месяц боевые вылеты и назначил постоянным дежурным по аэродрому. 



Леонид Быков в роли Маэстро | Фото: leonid-bykov.ru




Кадр из фильма *В бой идут одни старики*, 1973 | Фото: leonid-bykov.ru


Настоящими были даже некоторые прозвища летчиков. Виталий Попков рассказывает: «Смуглянкой у нас в эскадрилье называли узбека Морисаева. Он очень любил песню «Смуглянка-молдаванка» и каждый раз просил нас ее исполнить. Но вот многие прозвища в фильме не использовались, так как были немного грубыми. К примеру, командир звена старший лейтенант Саша Пчелкин носил прозвище Пожарный – до войны он работал пожарником. Одного из ребят называли Дикий, потому что как-то на охоте еще на гражданке он по ошибке выстрелил не в диких, а в домашних уток. Летчика Николая Беляева называли Хромой – после ранения в ногу он прихрамывал. Николай Игнатов носил прозвище Костыль, уже не помню, за что. В фильме же использовали более благозвучные прозвища».



Леонид Быков в роли Маэстро | Фото: leonid-bykov.ru




Алексей Смирнов и Леонид Быков | Фото: leonid-bykov.ru


Несмотря на то, что вымышленными были только некоторые персонажи (например, Кузнечик), а в основу сюжета легли реальные события, сценарий фильма кинематографическое руководство забраковало за надуманность и «негероичность». Цензоров возмутило то, что советские летчики ведут себя, как «поющие клоуны», и съемки Леониду Быкову запретили. Но режиссера это не остановило. чтобы доказать руководству свою правоту, он начал выступать на сцене с чтением сценария в разных городах СССР, и его везде тепло встречали. Участники боевых действий писали письма на киностудию Довженко, подтверждая то, что сюжет реалистичен и правдоподобен. И Быкову удалось добиться разрешения приступить к съемкам.



Леонид Быков в роли Маэстро | Фото: radikal.ru




Алексей Смирнов в фильме *В бой идут одни старики*, 1974 | Фото: kino-teatr.ru


Проблемы возникли и с утверждением на роли некоторых актеров. Так, на роль автотехника Макарыча руководство никак не хотело утверждать комедийного актера Алексея Смирнова – его привыкли видеть совсем в другом, негероическом амплуа, и заявили о том, что это «актер с тупым лицом». На что Быков ответил, что без него не будет снимать фильм, так как Смирнов сам прошел войну и не понаслышке знает о том, что ему предстоит сыграть. Сопротивление и на этот раз было сломлено.



Кадр из фильма *В бой идут одни старики*, 1973 | Фото: ampravda.ru


Но неприятности на этом не закончились. Когда картина уже была готова, ее едва не «зарубили» в Министерстве культуры. Прототип Маэстро Виталий Попков так об этом рассказывал: «Был по службе в Киеве, позвонил Лене Быкову, поехали с ним в Министерство культуры Украины, прокрутили фильм. Министр упорствует: что это за фильм, говорит, люди не возвращаются с боевых заданий, гибнут, а живые песенки распевают. И резюмирует: такого на фронте не было и быть не могло. Спрашиваю министра: был ли он сам на фронте? Логика чиновника удивительна: не был, отвечает, но знаю. И тогда я рассказал министру, что летал на одном из двух самолетов, купленных на деньги джаза Утесова и подаренных нашему полку. И что Леонид Осипович со своими музыкантами приезжал к нам на аэродром, и мы вместе играли и вместе пели. Убедил. На него подействовали, наверное, не столько мои доводы, сколько генеральские эполеты и две геройских Звезды…».



Кадр из фильма *В бой идут одни старики*, 1973 | Фото: kino-teatr.ru


Многие фронтовики дали восторженные отзывы о фильме, возможно, именно поэтому его создателей решили поощрить: режиссеру выплатили 200 рублей премии и присвоили звание «режиссера-постановщика 1-й категории». Это при том, что в прокате фильм собрал внушительную сумму – только за первый год его увидели около 45 млн зрителей. 



Постер фильма *В бой идут одни старики*, 1973


Комментариев нет:

Отправить комментарий